Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина


Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.



2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

  • Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Итоговое сочинение (изложение)
3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.


5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

  • При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Единый бесплатный номер для консультации c психологом: 88002507212
Полезные ссылки:
kemerov@rfdeti.ru приёмная уполномоченного по правами ребёнка в Кемеровской области
glasko@list.ru приёмная государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области
recep@ruobr.ru приёмная департамента образования и науки кемеровской области
toolr.kem@mail.ru - e-mail адрес территориального отдела образования Ленинского района г. Кемерово

Полезные ссылки:
http://минобрнауки.рф - Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ
http://kem-edu.ucoz.ru - Официальный сайт управления образования администрации г. Кемерово
http://www.lrkem.ru/ - Территориальное управление Ленинского района г. Кемерово
http://www.ako.ru/elprav/pgu.asp - Регистрация на портале государственных услуг
http://www.patrul880.ru/uid - Учебно-методический центр безопасности дорожного движения детей и юношества
www.bookedu.ru - «Мониторинг использования учебников и учебных пособий в Российской Федерации»
www.ruobr.ru - "Электронная школа 2.0"
www.kuz-obr.ru - Государственные и муниципальные услуги в сфере образования
http://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей
www.uchportal.ru - Учительский портал
www.edu.ru - Федеральный портал "Российское образование"
http://window.edu.ru - Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.gosuslugi.ru - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
www.standart.edu.ru - Федеральные Государственные Образовательные Стандарты
www.ege.ru - Сайт информационной поддержки Единого Государственного Экзамена в компьютерной форме
http://gia.osoko.ru - Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации
http://образование42.рф - Департамент образования и науки Кемеровской области
http://ipk.kuz-edu.ru - Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
http://nmc-kem.ucoz.ru - МБОУ ДПО "Научно-методический центр" г. Кемерово
http://ombudsmankuzbass.ru - Уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области
мау-шп.рф - МАУ "Школьное


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Made on
Tilda